понедельник, 25 ноября 2013 г.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми. Это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, логикой, философией, историей, биологией, анатомией. При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами можно привести разнообразные примеры из различных предметных областей. 
  1. При объяснении устройства ПК основой являются сведения из курса физики, которые пока весьма расплывчаты в силу опережающего изучения данного материала в рамках курса информатики.
  2. Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в курсах физики и математики. 
  3.  Знания о системах счисления представляется целесообразным формировать в рамках курса математики. 
Реализация межпредметных связей «как цель» при разработке курса на основе технологического подхода заключается в выявлении дидактических целей по другим предметам на этапе определения вспомогательных целей. 
Рассмотрим примеры межпредметных связей «как результат». Основу межпредметных связей по темам «Алгоритмы» и «Программирование» составляют типы задач, для которых строится алгоритм или создается программа. Алгоритмы вычисления функций позволяют расширить представление о понятии математической функции. В теме «Программирование» развиваются некоторые представления о численных методах, изучаемых в курсе математики. Содержание раздела «Моделирование» связывается с уроками физики, химии, биологии. Разделы, посвященные роли ПК в современном обществе, связываются с вопросами, изучаемыми в курсах истории, обществоведения. Связи можно реализовать и с такими предметами как английский язык (создание переводчика с помощью различных языков программирования), география (геоинформационные системы), экология (расчётные задачи). При изучении темы «Основы анимации» в 9 классе проводятся связи с темами математики, физики, химии. Изучая символьный и  строковый тип величин в 10-х классах происходит прямое обращение к проблемам лингвистики и филологии. Изучение основ Web-конструирования в 11-х классах позволяет на отдельных уроках обращаться к темам истории, географии, биологии, физики и других наук и предметов. Такой же уровень связей возникает и при изучении темы «Обработка информации в системах управления базами данных».
Мультидисциплинарный уровень межпредметных связей на уроках информатике – явление постоянное, затребованное самой жизнью. Проводились интегрированные уроки информатика – история: «Разработка исторического сайта»; информатика – белорусская литература: «Песняры беларускай зямлі”.
В настоящее время школьное информационное образование рассматривается обществом как часть информационной культуры. Оно служит основой для формирования готовности молодежи к использованию цифровых услуг общества, предоставляемых страной. В этом просматривается еще одна значимая роль предмета Информатика –  социальная. Появилась необходимость рассмотрения курса информатики не только как  гаранта формирования ИКТ-компетентностей учащихся, но и как средства развития информационной активности школьников – их готовности включаться в информационную деятельность, обучаясь в любом предмете, сформированный навык непрерывного обновления знаний.
Учитель иформатики М.Жерносек

Комментариев нет:

Отправить комментарий