Межпредметные
связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных
процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют
важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки
учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками
обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных
связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях
природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более
значимыми и применимыми. Это помогает учащимся те знания и умения, которые они
приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других
предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при
рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности,
в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней
школы. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно
новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также
закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных
проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются
важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании
школьников.
Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики
могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, логикой,
философией, историей, биологией, анатомией. При изучении вопросов, связанных с
информацией, информационными процессами можно привести разнообразные примеры из
различных предметных областей.
- При объяснении устройства ПК основой являются
сведения из курса физики, которые пока весьма расплывчаты в силу
опережающего изучения данного материала в рамках курса информатики.
- Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в курсах физики и математики.
- Знания о системах счисления представляется целесообразным формировать в рамках курса математики.
Реализация межпредметных связей
«как цель» при разработке курса на основе технологического подхода заключается
в выявлении дидактических целей по другим предметам на этапе определения
вспомогательных целей.
Рассмотрим примеры межпредметных связей «как результат». Основу межпредметных связей по темам «Алгоритмы» и «Программирование» составляют типы задач, для которых строится алгоритм или создается программа. Алгоритмы вычисления функций позволяют расширить представление о понятии математической функции. В теме «Программирование» развиваются некоторые представления о численных методах, изучаемых в курсе математики. Содержание раздела «Моделирование» связывается с уроками физики, химии, биологии. Разделы, посвященные роли ПК в современном обществе, связываются с вопросами, изучаемыми в курсах истории, обществоведения. Связи можно реализовать и с такими предметами как английский язык (создание переводчика с помощью различных языков программирования), география (геоинформационные системы), экология (расчётные задачи). При изучении темы «Основы анимации» в 9 классе проводятся связи с темами математики, физики, химии. Изучая символьный и строковый тип величин в 10-х классах происходит прямое обращение к проблемам лингвистики и филологии. Изучение основ Web-конструирования в 11-х классах позволяет на отдельных уроках обращаться к темам истории, географии, биологии, физики и других наук и предметов. Такой же уровень связей возникает и при изучении темы «Обработка информации в системах управления базами данных».
Рассмотрим примеры межпредметных связей «как результат». Основу межпредметных связей по темам «Алгоритмы» и «Программирование» составляют типы задач, для которых строится алгоритм или создается программа. Алгоритмы вычисления функций позволяют расширить представление о понятии математической функции. В теме «Программирование» развиваются некоторые представления о численных методах, изучаемых в курсе математики. Содержание раздела «Моделирование» связывается с уроками физики, химии, биологии. Разделы, посвященные роли ПК в современном обществе, связываются с вопросами, изучаемыми в курсах истории, обществоведения. Связи можно реализовать и с такими предметами как английский язык (создание переводчика с помощью различных языков программирования), география (геоинформационные системы), экология (расчётные задачи). При изучении темы «Основы анимации» в 9 классе проводятся связи с темами математики, физики, химии. Изучая символьный и строковый тип величин в 10-х классах происходит прямое обращение к проблемам лингвистики и филологии. Изучение основ Web-конструирования в 11-х классах позволяет на отдельных уроках обращаться к темам истории, географии, биологии, физики и других наук и предметов. Такой же уровень связей возникает и при изучении темы «Обработка информации в системах управления базами данных».
Мультидисциплинарный уровень межпредметных связей на
уроках информатике – явление постоянное, затребованное самой жизнью.
Проводились интегрированные уроки информатика – история: «Разработка
исторического сайта»; информатика – белорусская литература: «Песняры беларускай
зямлі”.
В настоящее время
школьное информационное образование рассматривается обществом как часть
информационной культуры. Оно служит основой для формирования готовности
молодежи к использованию цифровых услуг общества, предоставляемых страной. В
этом просматривается еще одна значимая роль предмета Информатика – социальная. Появилась необходимость
рассмотрения курса информатики не только как
гаранта формирования ИКТ-компетентностей учащихся, но и как средства
развития информационной активности школьников – их готовности включаться в
информационную деятельность, обучаясь в любом предмете, сформированный навык
непрерывного обновления знаний.
Учитель иформатики М.Жерносек
Комментариев нет:
Отправить комментарий